dr.Hudson
Кстати, когда писала курсовую (опять по СССР - ну просто мой бич и мое наказание), а писала я ее по теме угнетения большевиками РПЦ, смогла-таки выудить интересующий меня вопрос. Как известно, после Гражданской войны настали голодные годы, люди умирали, зафиксированы были случаи трупоедства и пр. Нужно было откуда-то брать средства на прокорм этих самых голодающих (ну, это официальная точка зрения большевиков) и началась кампания по изъятию церковных ценностей. Большевики, используя сложившуюся неблагоприятную ситуацию в стране, пытались дискредитировать Церковь в глазах народа: сначала они хотели убедить народные массы, что во время страшного голода Церковь не отдает все свои «богатства», убедить в жадности и стяжательстве духовенства, затем, возможно вынудив Тихона высказаться о своей лояльности к Советской власти, хотели, чтобы верующий народ отвернулся от патриарха как от предателя. Тихон объяснял отказ отдавать церковные ценности так:

При чем тут алчность, когда мы в полной неприкосновенности храним из глубины веков дошедшие до нас церковные сокровища, имеющие значение святыни, и хотим сберечь их до будущих веков, и, наоборот, все, что не имеет такого значения, сейчас же допускаем верующих отдать на помощь голодающим, как имеющее ценность только по материальной стоимости.

С другой стороны, из письма Ленина Молотову, мы знаем, куда собирались «направить» эти реликвии большевики:

Нам... необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей... Без этого никакая государственная работа... в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе... совершенно немыслимы. Взять в свои руки фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей... мы должны во что бы то ни стало.

Но знал ли Тихон о такой позиции Советской власти? Может быть, он не хотел отдавать святыни, так как знал, что они, в большинстве своем, пойдут не в помощь голодающим. Но если не знал, то права ли Церковь, оставляя у себя реликвии, только из-за их исторической ценности? Если Церковь действительно оставляла у себя ценности по причине их религиозного и исторического значения, а Советская власть действительно собиралась отнять их для создания золотого фонда, можно сказать только одно: страдал от этого именно голодающий народ.
По версии моего преподавателя, Тихон догадывался о намерении большевиков, но главной причиной была все же религиозная ценность реликвий. Но тогда у меня возникает резонный вопрос: а что если бы Церковь была полностью уверена в том, что деньги пойдут голодающим? В этом случае, отдала бы она свои ценности или все-таки сохранила, так сказать, для потомков? Что важнее, вещи, пусть и священные, или человеческая жизнь? Ведь (сейчас буду выражаться как тетя Полли) сказано в Писании: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы". Главный храм - человек, а не церковное здание.
Собственно, в этой теме еще копаться и копаться.